вторник, 19 августа 2014 г.

Исследование корпоративной культуры

Теория корпоративных культур Камерона-Куинна
Анализ результатов, анкеты и рекомендации по применению предоставляю в рамках платных консультаций.

Инструментарий
Исследование проводилось методом анкетного опроса.
Анкета состояла из 6 блоков :
  • Важнейшие характеристики организации 
  • Стили лидерства и руководства
  • Управление наемными работниками
  • Сущность организации 
  • Стратегическая направленность
  • Критерии успеха 
В анкете использована 100-балльная шкала оценки.Анкетирование проводилось по методу К.Камерона, Р. Куинна.

Место и условия проведения
Для повышения степени доверия опрашиваемых сбор информации проводился анонимно, на внутреннем сайте Компании.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ (КОРПОРАТИВНАЯ) КУЛЬТУРА
Корпоративная (организационная) культура — один из ключевых факторов, определяющих успех компании, поэтому ее изменения должны внимательно анализироваться и планироваться. Выделяемые на развитие культуры ресурсы — это не затраты, а продуманные инвестиции.
Корпоративная (организационная) культура включает в себя набор ценностей, правил, норм, убеждений, традиций, стереотипов и поведенческих паттернов (моделей), которые разделяются сотрудниками данной организации. Культура определяет, как мы работаем, думаем и действуем в рамках компании. В любом сообществе людей, которые объединены общими целями, складывается свой способ работы, причем независимо от того, обращаем ли мы на это внимание, пытаемся ли как-то на него влиять
По мнению международной консалтинговой компании Hay Group :
Диагностика организационной культуры — та «лакмусовая бумажка», благодаря которой выявляются многие проблемы и проявляются «узкие места». Данные, полученные в результате анализа эффективности организации, выявления целевой культуры помогают менеджерам интегрировать все процессы управления персоналом. В результате компания начинает поддерживать те способы поведения работников, которые приводят к желаемым результатам. При этом: решающий фактор эффективности бизнеса — наличие на каждой позиции в компании «человека на своем месте», а самые распространенные причины неудач в реализации избранной стратегии (до 70% случаев) — недооценка человеческого фактора, нехватка у менеджеров умений управлять изменениями и/или отсутствие делегирования ответственности и полномочий

Результаты диагностики позволяют:
  • наглядно «увидеть» ту культуру, которую организация развивает и поощряет на сегодняшний день; 
  • сформулировать ожидания топ-менеджеров относительно приоритетов развития компании; 
  • сравнить схемы, отображающие параметры существующей и желаемой культуры; 
  • выделить наиболее свойственные для данной организации характеристики корпоративной культуры и определить степень согласованности мнений участников по каждой из характеристик; 
  • определить степень проявления в компании различных типов культуры и оценить, насколько они способствуют реализации стратегии; 
  • выявить цели топ-менеджеров и оценить степень их совпадения/расхождения; 
  • сравнить восприятие корпоративной культуры различными группами сотрудников, выделить субкультуры, складывающиеся в отдельных структурных подразделениях
Четыре основных типа корпоративной культуры 
Авторы: Ким Камерон, Роберт Куинн


ГИБКОСТЬ
И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Тип культуры:
КЛАН

Тип культуры:
АДХОКРАТИЯ
Тип лидера:

Пособник
Воспитатель
Родитель
Тип лидера:

Новатор
Предприниматель
Провидец
Критерии эффективности:
Сплочённость

Моральный климат
Развитие человеческих ресурсов
Критерии эффективности:

Результат на передовом рубеже
Творчество
Рост
Теория менеджмента:

Участие укрепляет преданность делу
Теория менеджмента:
Новаторство вынашивает новые ресурсы

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И ИНТЕГРАЦИЯ
ВНЕШНЕЕ
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Тип культуры:
ИЕРАРХИЯ

Тип культуры:
РЫНОК
Тип лидера:


Координатор
Наставник
Организатор
Тип лидера:

Жесткий
Надсмотрщик
Соперник
Производитель
Критерии эффективности:

Рентабельность
Своевременность
Гладкое функционирование
Критерии эффективности:
Рыночная доля

Достижение цели
Поражение конкурентов
Теория менеджмента:

Контроль способствует рентабельности
Теория менеджмента:

Конкуренция способствует продуктивности
КОНТРОЛЬ
И СТАБИЛЬНОСТЬ

Описание типологии корпоративной культуры по Камерону, Куинну
Иерархическая культура
Принимая во внимание относительную стабильность внешнего окружения, можно было интегрировать и координировать задачи и функции, поддерживать единообразие продукции и услуг, держать под контролем рабочих и выполняемые работы. Совместимая с этой формой (и ее оценкой в OCAI) организационная культура характеризуется как формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, руководят процедуры. Эффективные лидеры — это хорошие координаторы и организаторы. Важным является поддержание плавного хода деятельности организации. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности, предсказуемости и рентабельности. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика.
Диапазон организаций, представляющих собой характерные примеры иерархической культуры, простирается от типичного для США ресторана быстрого питания (например, McDonalds) до главных конгломератов (например, Ford Motor Company) и правительственных органов (например, департамент юстиции).
Рыночная культура
Другая форма организации стала обретать популярность в конце 1960-х г. по мере того, как организации все более оказывалась перед лицом новых вызовов конкуренции.
Термин «рыночная организация» не имеет ничего общего ни с понятием маркетинговой функции, ни с представлением о потребителях на рынке. Он просто определяет тип организации, функционирующей как рынок, т. е. ориентированной на внешнее окружение, а не на свои внутренние дела. В основном ее внимание фокусируется на операциях с внешними клиентами, включая поставщиков, потребителей, подрядчиков, лицензиатов, профессиональные союзы, органы правового регулирования и т. д. В отличие от иерархии, где внутренний контроль поддерживается правилами, специализированными задачами и централизованными решениями, рынок работает, прежде всего, используя механизмы рыночной экономики, в первую очередь монетарный обмен.
Базисные допущения рыночной культуры заключаются в следующем: 1) внешнее окружение — это не милость свыше, а враждебный вызов; 2) потребители разборчивы и заинтересованы в приобретении ценностей; 3) организация занимается бизнесом с целью усиления своего положения в конкуренции; 4) главная задача менеджмента — вести организацию к производительности, результатам и прибылям. Рыночная культура оценивается в OCAI как место для работы, ориентированной на результаты.
Клановая культура
Третья идеальная форма организации представлена на рис. 3.1 верхним левым квадрантом. Она называется клановой, потому что напоминает организацию семейного типа. Формы кланового типа проникнуты разделяемыми всеми ценностями и целями, сплоченностью, соучастием, индивидуальностью и ощущением организации как «мы». Они больше похожи на большие семьи, чем на объекты экономической деятельности. Вместо правил и процедур иерархии или конкурирующих прибыльных центров рынка типичными характеристиками фирм кланового типа являются бригадная работа, программы вовлечения наемных работников в бизнес и корпоративные обязательства перед ними.
Основные базисные допущения в клановой культуре состоят в том, что с внешним окружением лучше всего справиться, организуя бригадную работу и заботясь о повышении квалификации наемных работников; что потребителей лучше всего воспринимать как партнеров; что организация действует в бизнесе, создающем для рабочего гуманное внешнее окружение; и что главная задача менеджмента состоит в делегировании наемным работникам полномочий и облегчении условий их участия в бизнесе, проявления преданности делу и преданности организации.
Клановая культура, согласно оценке в OCAI, характеризуется как дружное место работы, где люди имеют много общего и доверяют друг другу. Она напоминает большую семью. Лидеры мыслят как воспитатели и, возможно, даже как родители. Организация держится вместе, благодаря преданности и традиции. Высока обязательность организации. Она делает акцент на долгосрочной выгоде от совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется в терминах здорового внутреннего климата и заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
Адхократическая культура
По мере того как развитой мир переходил из эры индустрии в эру информации, сформировался четвертый тип идеальной организации, наиболее адекватно реагирующей на чрезвычайно бурные, все интенсивнее меняющиеся внешние условия, которыми в большей мере характеризуется мир организаций XXI в. На фоне быстро снижающегося измерителя преимущества продукции или услуги на отрезке половины ее жизненного цикла был разработан некий набор допущений, который в корне отличался от допущений всех трех рассмотренных выше форм организации. Они состояли в том, что новаторские и опережающие время решения — это именно то, что ведет к успеху; что организация функционирует главным образом в бизнесе разработки новой продукции, совершенствования услуг и подготовки к будущим свершениям; что главная
задача менеджмента заключается в ускорении предпринимательства, поощрении творчества и деятельности на передовых рубежах. Предполагалось, что адаптация к внешней среде и новаторство ведут к обретению новых ресурсов и повышению прибыльности, поэтому акцент должен делаться на предвидении будущего, на некоторой организационной анархии, но с внутренним подчинением определенной дисциплине.
Ярко выражен акцент на индивидуальности, поощрение риска и предвидение будущего, поскольку почти каждый работник адхократической организации оказывается причастным к производству, общению с клиентами, исследованиям и развитию и т. д. Например, обращение отдельного клиента к консалтинговой фирме трактуется как независимая программа и на удовлетворение его требований ориентируется временная организационная структура. Сразу же после выполнения программы структура расформировывается.
В итоге можно констатировать, что адхократическая культура соответственно оценке в OCAI характеризует динамичное, предпринимательское и творческое место работы. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск. Эффективное лидерство состоит в умении предвидеть, новаторстве и ориентации на риск. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость постоянной деятельности, производства продукции и предоставления услуг на переднем рубеже знаний. Важной считается готовность к изменениям и встрече с новыми вызовами времени и внешней среды. В долгосрочной перспективе организация акцентируется на быстром росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и оригинальных продуктов и/или услуг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий